Консультация для родителей «Как научить ребенка правильному поведению при пожаре»
11.06.2025
Консультация
для родителей
«Как
научить ребенка
правильному
поведению при пожаре»
Основы воспитания детей
закладываются в дошкольном возрасте.
Поэтому
пожарно-профилактическая работа с детьми должна начинаться с самого раннего
детства ещё в родительском доме. Велика любознательность ребёнка. Ему хочется
всё узнать и самому всё испытать. И, конечно, в первую очередь ребёнка
интересуют яркие и надолго запоминающиеся явления и предметы. А что может быть
интереснее огня, с которым ребёнок встречается на каждом шагу? Мама чиркнула
спичкой – огонь; папа щёлкнул зажигалкой – опять огонь; первая осознанная
встреча Нового года – и всё небо полыхает огнями петард; даже настенные
электровыключатели и розетки вокруг ребёнка зажигают свет – огонь.
Поэтому родителям следует
самостоятельно научить своих детей действовать в сложной ситуации.
На первом же этапе
детского любопытства немедленно возникает необходимость пресечь любые шалости и
игры с огнём. И здесь, к сожалению, одних словесных разъяснений оказывается
всегда недостаточно. После того, как ребёнок проявил первый интерес к огню, становится
уже жизненно-необходимым провести профилактическое ознакомление его с грозящей
опасностью. Так, например, поднеся в своей руке руку ребёнка к горячему
пламени, можно своевременно сформировать первые впечатления ребёнка об
опасности огня, заставить его осознать реальную необходимость быть осторожным в
обращении с любым проявлением огня. Детские впечатления останутся с человеком
на всю жизнь, помогая ему адекватно оценивать опасность огня.
В возрасте от трёх до
шести лет дети часто в своих играх повторяют поступки и действия взрослых,
отображают их поведение и труд. На данном этапе развития ребёнка, кроме мер
воспитательного характера, требуется ещё и установление надёжного режима
недоступности со стороны ребёнка ко всем пожароопасным веществам,
электроприборам и предметам. Пока ребёнок не подрастёт: горючие жидкости,
спички, свечи, зажигалки, утюги, электроплитки, обогреватели и т.п. – следует
убирать в такие места, откуда он не сможет их достать. Причём прятать это нужно
так, чтобы у ребёнка не возникло подозрение, что названные предметы умышленно
скрываются от него, иначе любопытство может взять верх над запретом. Особо
следует обратить внимание родителей на недопустимость учить детей считать с
помощью спичек и (или) выкладывать с ними различные фигурки из отдельных
спичек. Во всём этом таится большое зло: дети привыкают к спичкам, просят их,
специально ищут, а найдя, устраивают игры, опасные для их жизни. Чем старше
становится ребёнок, тем шире круг вопросов, интересующих его, тем разнообразнее
игры, тем самостоятельнее он в своих действиях. Стремление к самостоятельности
особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Причём «одни» они
могут оставаться даже при видимом присутствии взрослых.
К семи годам ребёнок
уверенно овладевает умением пользоваться самыми различными предметами. Не
случайно в этом возрасте ребёнок, на предложение взрослых помочь ему что-либо
сделать, часто отвечает: «Я сам».
Теперь уже не следует
полностью отстранять детей от спичек. Учитывая естественную тягу детей к огню,
следует обучить их правильно и безопасно пользоваться спичками, бенгальскими
огнями, свечами, бытовыми электротехническими приборами. В противном случае простыми
запретами и угрозами родители могут добиться только обратного эффекта,
поскольку они возбуждают любопытство, повышают стремление к сопротивлению и,
тем самым, подстрекают к самостоятельным действиям. После безоговорочных
запретов дети начинают играть с пожароопасными предметами в потайных местах.
Тут-то и открывается широкий простор для детских поджогов. Предупреждая
использование в играх огнеопасных предметов, важно в то же время приучать
ребёнка ничего не брать без разрешения, даже если это лежит на виду, не заперто
и не закрыто. При этом совершенно необходимо периодически проверять и
контролировать содержание детских карманов и мест потайных «секретов».
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 11.06.2025
Дата обновления: 11.06.2025
Дата публикации: 11.06.2025